среда, 26 августа 2015 г.

Как я была волонтёром на Толстовских чтениях. Читаем вслух "Войну и мир"


Эта тема будет интересна в первую очередь жителям Москвы, потому что история с волонтёрами и чтением "Войны и мира" продолжится в реальности и на следующей неделе) 
А тем, кто не в Москве будет интересно узнать, что в начале сентября начнёт работать сайт, посвящённый проекту Толстовские чтения
Если после прочтения вы захотите принять участие в проекте, то можете мне написать или позвонить

Вообще, эта история началась года три назад.
Как-то давно гуляя по интернету наткнулась на сайт посвящённый Льву Толстому.

Так как мне всегда был интересен это писатель, то я не могла не заглянуть на сайт.
Оказалось, что Фёкла Толстая и другие потомки Льва Толстого решили оцифровать полное собрание сочинений классика аж в 90 томах, а для предварительной вычитки им нужны были волонтёры.

Интересно, подумала я и написала письмо с заявкой на участие.
Что могу сказать....Оказалось, что это не так то просто читать малоизвестные наброски и заметки Льва Толстого. Сложность в том, что непривычная старая грамматика, все эти я яти и твёрдые знаки, непривычные нынешнему глазу словесные обороты и плюс ещё самые простые грамматические ошибки. В общем, я сдалась сразу же на первом листе и с восхищением читала о рекордсменах этих вычиток по несколько тысяч листов.
Всё собрание в итоге оцифровано и его можно скачать в сети.

Вроде бы к чему и зачем это я сейчас стала рассказывать о проекте 3-х летней давности?
А потому, что история с Толстым имеет продолжение.
В понедельник, проверяя почту, я обнаружила информационное письмо, опять же за подписью Фёклы Толстой.
Оказывается они затеяли новый проект - прочитать вслух весь роман Война и мир.
Уже был опробован такой формат в Анной Карениной (я как-то его пропустила)
А вот с чтением моей любимой «Войны и мира» я успела.

Итак, в чём суть проекта?
Знаменитости (селебрити), то есть политики спортсмены, музыканты, а также самые обычные люди читают вслух по маленькому кусочку весь огромный роман. Всё это действо будет показано по каналу Культура и может быть и по каналу Россия.
Но для того чтобы было выяснить сколько времени займёт всё чтение и сколько времени занимает чтение каждого маленького кусочка опять нужны волонтёры на репетицию-тестирование.
Конечно же, я не смогла упустить такой шанс.
Написала, мне позвонил координатор проекта и я сказала, что могу прийти в пятницу вечером.

Тестовое чтение с участием волонтёров проходило в здании телеканала «Культура» на Малой Никитской.
В небольшом конференц-зале собрались редактор проекта с распечаткмми текста, с секундомером и маленьким томиком «Войны и мира» (читали, кажется из третьего тома) разговор Пьера и князя Андрея на пароме, приезд князя Андрея в Отрадное, про Николая Ростова, Денисова, заключение мира и про императоров Александра и Наполеона.
Нас, волонтёров, собралось 5 человек и мы по очереди читали небольшие кусочки. Читали так: говоришь номер эпизода, включается секундомер и ты вслух с выражением читаешь свой кусочек, потом редактор записывает данные с секундомера в специальную графу и потом так же следующий читает.
Очень интересная атмосфера была в этом конференц-зале - тихо, лишь голос очередного чтеца, общая тишина и пустота пятничного вечера во всём здании телестудии. И в этой тишине ты слушаешь текст романа, мысленным взором видишь героев и представляешь себе и Пьера, князя Андрея, и молодого Ростова, и все те эпизоды, текст которых сейчас читают другие. Потому что, когда читаешь сама всё внимание только на текст, чтобы читать не быстро, без запинки и с выражением.
Вообще, так необычно в череде ежедневной рутины, рабочей беготни и суеты, ты как будто ты уехала на машине времени куда-то или по волшебству очутилась в каком-то параллельном пространстве. Необычно очень и интересно. Да и волонтёры, люди, пришедшие в свободные 2 3 часа почитать вслух роман тоже не совсем обычные. Умные, одухотворённые, светлые лица)

Да, и кстати, ещё одна интересная подробность. Кто помнит в романе очень много французского текста - письма княжны Марьи. Редактор рассказала, что пришла девушка хорошо знающая французский и все эти письма замечательно прочла.

Сама я поначалу читала вполне нормально, незнакомых для меня слов было немного. Но уже после 4 листа начала слегка спотыкаться и путаться, язык уже стал заплетаться. И как это актёры читают километры текста?)) Тут нужна привычка и умение)

В общем, мне понравилось. 

Уже уходя, я заблудилась в этих одинаковых пустынных коридорах и этажах. На память пришёл эпизод из «Чародеев», где Семён Фарада бродил по пустынным коридорам «Люди! Где вы?»  В итоге я пошла на звук и оказалась на этаже, где были студии. Из одной раздавались звуки симфонического оркестра - шла какая-то репетиция, а времени на часах было уже начало девятого вечера пятницы. Ненормированный  рабочий день у музыкантов)

Я тихонько заглянула в приоткрытую дверь, послушала-посмотрела и пошла дальше. Сделала фото огромных транспортных ящиков для инструментов.
 Судя по форме, кажется, в этих ящиках с колёсиками путешествуют арфы))
 И ещё сделала фото кабинетов дирижёров и художественных руководителей оркестра «Новая Россия» Башмета и Федосеева.
Потом я нашла выход и поехала домой.


В заключении хочу сказать, что ещё целую неделю любой желающий может почитать вслух под секундомер «Войну и мир».

А 9 сентября в день рождения Толстого начнёт работать сайт посвящённый этому проекту.


Любой желающий может записать видео со своим чтением и отправить на это сайт. И может быть именно вы попадёте «в телевизор» с чтением небольшого кусочка великого романа.


Комментариев нет:

Отправить комментарий