среда, 16 сентября 2015 г.

Валяное пальто на подкладке, или что нужно знать о подкладке для плечевых изделий.

Эта статья написана на основе вопросов, которые мне задают в личных сообщениях на ярмарке мастеров и здесь, в блоге.
В качестве предисловия две истории, придуманные от начала до конца. Но многим они покажутся знакомыми, а кто-то может быть и сам был непосредственным участником.

История первая
Задумала, значит, начинающая валяльщица свалять себе пальто. А с подкладкой что делать? «Отнесу-ка я потом готовое пальто в ателье. Там специалисты, они знают, как всё сделать правильно», — сказала себе валяльщица и принялась за пальто.
Пальто получилось необыкновенной красоты.
И отправилась наша валяльщица в ближайшее ателье, как и планировала.
- Вот, — говорит, — хочу, чтобы вы мне поставили подкладку на моё замечательное пальто.
Мастер взял пальто в руки.
- Да пальто очень красивое. Давайте посмотрим, что у нас внутри.
- А как вы планировали, за что у вас будет крепиться подкладка? Подбортов у вас нет, обтачки тем более, по низу рукава тоже не за что уцепится. Подкладка у вас отлетная? Нет? Тогда, как же я пришью подкладку по низу, ведь нет никаких припусков. У вас тут будет ещё какая-то отделка по краю, чтобы хоть как-то прикрыть швы? Тоже нет?...
Мастер вздыхает и смотрит на нашу валяльщицу.
У валяльщицы от каждого вопроса глаза округлялись всё больше и больше, а челюсть отваливалась всё ниже и ниже.
- Извините, но я не возьмусь за ваш заказ. У вас пальто красивое, не спорю, но у вас ничего не предусмотрено для того, чтобы качественно  поставить подкладку.
И наша валяльщица, в полнейшем недоумении, разозлённая и недовольная, пошла со своим чудесным пальто от этого мастера и из этого ателье.

Идёт валяльщица и думает: «Мастер какой-то попался, сам ничего не знает, у меня спрашивает. И этого у меня нет, того нет, сам ничего не знает, а я ему должна всё это подать на блюдечке и, как его там, подборт, обтачка какая-то непонятная. А как их делать не объяснил. Сложно что-ли было просто пришить подкладку и всё. На то ты и мастер, чтобы знать, как всё делать, а не у меня спрашивать. Работать тебе неохота, вот и задаёшь вопросы, умничаешь, а был бы нормальным мастером взял бы да и сделал»
Вы тоже так думаете, читатели?
Реплика в сторону, как обычно, пишут в пьесах. Думается мне, что этот мастер вовсе не лентяй. И он не пользуется любой отговоркой, чтобы не работать. Как раз те вопросы, которые он задаёт и характеризует его как очень ответственного человека и мастера.
И цеплять подкладку кое-как за кое-что и портить, на самом деле красивую вещь, он не хочет. Может быть, стоило бы объяснить для чего нужны все эти детали и, будь на его месте другой мастер, может, и объяснил бы.
Вообще-то, мастер в ателье не обязан вам рассказывать, что и как у вас должно быть подготовлено перед походом в ателье.
Да и если бы начал говорить, то большинство мало что поняли бы. Потому что о терминах, названиях, причинно-следственной связи (если этого не сделать до, то потом нельзя будет именно вот так сшить) и о многом другом среднестатистическая валяльщица имеет весьма смутное представление.
Но, вообще, кто захочет разобраться — разберётся.

История вторая
Идёт наша валяльщица вся такая грустная и видит ещё одно ателье.
Зайду-ка, я сюда, думает, авось повезёт здесь.
Заходит. Навстречу ей мастер.
- Что будем шить?
- Да, вот у меня пальто. Хочу, чтобы вы подклад мне пришили.
- Какое пальто! Какая красота! Это вы сами?!! Это из чего же такая красота?!
Засмущалась наша валяльщица:
-  Сейчас расскажу :)
И начала рассказывать…
- Так вы возьмётесь пришить мне подклад?
- Да, легко! Загляните завтра вечерком.

Как вы думаете, какая вещь получилась?
Я бы с огромным удовольствием сказала бы, что получилось отлично…
Но опыт показывает, что в большинстве таких случаев, получается, мягко скажем, не очень хорошо. Хотя, не спорю, могут быть приятные исключения.

***

А теперь, давайте подумаем.
Почему же так происходит, что мастера в ателье с осторожностью, настороженностью и нежеланием берутся за такую, на первый взгляд, простую работу, как «пришить подклад»? Правильнее будет сказать поставить или подвести подкладку.
Как вы думаете, дорогие мастера?
Я же выскажу здесь своё мнение и оно может совсем не совпадать с вашим.
Многие мастера, не говорю, что все и  не говорю, что большинство.
Скажу очень осторожно многие мастера, начиная валять сложную плечевую вещь (пальто, жакет), весьма смутно представляют себе, как, и главное, за какие части этого пальто крепится подкладка. И надеются на мастера в ателье: Уж, он-то знает!
Знать то он, конечно, знает.
Но какой прок от этих знаний, если подкладку цеплять бывает не за что. А даже если и есть за что, то всё это сделано так, что лучше бы, чтобы не было.
Потому, что пальто на подкладке вещь сложная.
Во всяком случае, непростая.

***

Итак, заканчиваем с лирикой и приступаем к серьёзному разговору.
Разбираемся с терминами подборт, обтачка, подгибка низа.
Кстати, в каком-то обсуждении увидела термин загривок. Судя по контексту, речь шла как раз о ростке, то есть части горловины со стороны спинки.


Про отлетную подкладку всё понятно. Не пришивается, значит отлетная.

***

Теперь смотрите. Начну снизу — припуск на подгибку низа всего изделия или рукава, подборт, то есть то, что внутри, обтачка от термина «обтачивать», то есть просторочить и вывернуть.
Что общего у этих деталей? Подборт, обтачка, подгибка низа?
Правильно кто-то подсказывает с задней парты! Все эти детали можно назвать вспомогательными. Хотя и выкраиваются они из ткани верха, то есть из основной из которой и шьётся пальто (жакет).

Дело в том, что подкладка притачивается сразу к основной ткани в редчайших случаях — например, окантовка, когда основной ткани из чего подкраивают вспомогательные нет вообще.

Во всех же остальных случаях у нас может быть:
- подборт цельнокроеный, то есть со сгибом. Полностью цельнокроеным мы его не можем сделать, потому что конфигурация горловины нам не позволяет так сделать и потому что нужно же как-то втачивать воротник;
- обтачка всегда подкройная. Посмотрите на конфигурацию ростка и вы поймёте что цельнокроеная обтачка не бывает. К сожалению, в готовых вещах обтачку не так часто встретишь, потому что это лишний расход  времени на обработку и лишний расход материалов;
- подгибка низа, как правило, всегда цельнокроеная, то есть уже при раскрое делается запас на подгибку по низу.  В редчайших случаях, когда ткани очень мало, низ можно обработать подкройной обтачкой из остатков ткани или даже из другой ткани;
Итак, мы с вами посмотрели, что подкладка у нас с вами не пришита сразу к основым деталям полочке, спинке и рукавам, а крепится к вспомогательным.

***

А  для чего это нужно, как вы думаете? Только лишь для красоты?
Не только. Это делается ещё и для удобства эксплуатации вещи.
Если вы обратите внимание вот на этом фото:

Подкладка по низу пришивается с напуском. То есть подкладки по длине изделия изначально больше. Зачем? Хоть подкладка перед шитьём и декатируется, но постирать её мы не можем — вся красота и блеск уйдут. Также в процессе носки мы потеем, если вещь длинная, то и забрызгиваем по низу (все, наверное, видели длинные пальто забрызганные до плеч). Кроме того, подкладка потихонечку подсаживается и очень часто можно видеть — со спины как будто кто-то изнутри поддёргивает пальто. Это значит, что подкладка подсела со временем, а припуска — напуска оказалось недостаточно. С рукавами та же самая история, только при крое подкладки рукава даётся больше свободы на сгиб в локте.
С низом разобрались, идём дальше.
Та же самая история и по ширине — всегда даётся небольшой дополнительный запас по ширине и это в дополнение ко всем необходимым вытачкам.
Зачем я так долго об этом рассказываю?
А затем, что все эти подборта, обтачки и припуски придуманы не только, чтобы крепить подкладку, но и затем, чтобы лишняя для свободы движения подкладка не торчала наружу.

***

Теперь давайте поговорим о припусках на швы.
В швейной технологии для каждой операции у нас предусмотрены припуски на швы — просторочил-вывернул-прострочил-вывернул…
Например, даже если нет подкройной обтачки, то в воротнике и подкладке заложены по 1 см на швы и мы всегда сможем зацепиться за этот сантиметр шва и пришить подкладку.
Смотрим, что в валяной вещи. Цельноваляный воротник или капюшон. Вопрос к залу — за какие припуски можно-нужно-планировалось пришивать подкладку? Или насквозь, извините? Или за половину толщины войлока? А если войлок тончайший? Это ж, ювелирная работа получается.
А по спинке нагрузка на подкладку получается — будь здоров! Сколько раз мы сели встали? Сколько раз подкладка растягивается на попе? А если у нас ещё и без напуска подкладка по низу? Надолго ли хватит такой подкладки?

***

Что же можно сказать в заключении?
В этой статье я рассказала, что вы должны предусмотреть в валяной вещи, исходя из правил швейной технологии, чтобы сделать качественную, красивую и удобную вещь с пришивной подкладкой. Показала, на что обязательно обратит внимание портной в ателье, когда вы к нему приходите со своим пальто. Ну, во всяком случае должен обратить внимание. Если портному пофиг, то подумайте оно вам надо такая подладка.
Ну, и показала, на что вы должны обратить внимание и учесть до того, как начнёте валять и чтобы быть подготовленными перед походом в ателье с готовым свалянным пальто или жакетом.

***

И в заключении домашнее задание.
Их будет два.

Первое домашнее задание.
Выполнять регулярно в процессе шопинга.
Походите по магазинам, присмотритесь к тем вещам, которые у вас уже есть. Внимательно рассмотрите пальто (жакет) изнутри.
Найдите все те детали, о которых я говорила в этой статье — подборт, обтачку, подгибку низа пальто (жакета) и рукава, определите, какая там подкладка по низу — отлетная или нет.

Второе домашнее задание.
Выполнять каждый раз перед началом валяния.
Вы, конечно же, помните вопросы мастера из первой истории — про подборта, обтачки, подгибки низа, припуски?
Перед тем, как затеять валяное пальто или жакет полностью обдумайте, будут ли у вас все эти детали? А если нет, то как и за какие детали будет крепиться подкладка именно на вашем изделии? Продумайте, зарисуйте, запишите.

С учётом того, что вы узнали из статьи и что вы разглядели в готовых шитых вещах, думаю, что вы сможете интерпретировать технологию валяния для дальнейших швейных операций.

Успехов в творчестве)



Комментариев нет:

Отправить комментарий